Воспитательные практики

Просим проголосовать за наш проект! Алгоритм голосования

«История. Духовность. Будущее»

     Актуальность воспитательной практики связана с актуализацией вопроса духовного-нравственного потенциала молодого поколения, сохранения исторического кода и духовного наследия России, с совершенствованием системы воспитания, в частности – достойного гражданина нашей страны.

     В настоящее время Президент и правительство Российской Федерации поднимают вопросы воспитания духовно-нравственного поколения на всех уровнях, начиная с семьи и продолжая в школе, в организациях среднего и высшего образования. Согласно приоритетам Национальной доктрины образования, в Российской Федерации до 2025 года система российского образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.

     Цель воспитательной практики – воспитание личности на основе познания исторических героев и выдающихся людей России, приобщение к ценностям отечественной культуры национальных, духовных традиций, семейных ценностей.

     Мы предлагаем подойти к патриотическому, нравственному и духовному воспитанию молодого поколения по-новому, используя современные информационные технологии и каналы коммуникации.

     В мероприятиях, проводимых нашей образовательной организацией, активно принимают участие обучающие и педагоги школ МРСД-1 и всей Москвы, школы-партнеры из других городов (Волгоград, Санкт-Петербург, Иркутск), родители, жители микрорайона.

От задумки до результата

     Многолетнее сотрудничество Романовской школы с Отделом религиозного образования Московской городской епархии, Финансовым университетом при Правительстве РФ, музеем Победы, музеем «Князь Александр Невский» в Санкт-Петербурге, Государственным центральным музеем современной истории России привело к реализации единой концепции развития воспитательной практики – создание условий для формирования личности современного молодого человека на основе изучения жизни и деятельности исторических личностей, внесших значимый вклад в развитие России, ее историю, экономику, науку, культуру, а также особенностей исторического периода данной эпохи. Личность выбирается в соответствии с Юбилейными датами.

     В рамках практики реализуется проведение духовно-нравственной кампании «Будь достоин памяти Великих Предков», стартовавшей в 2018 году. Она была посвящена жизни и деятельности Императора Николая II, приурочена к 150-летию со дня его рождения и 100-летию со дня расстрела царской семьи.

    В рамках кампании были проведены следующие мероприятия:

  1. Романовские чтения (1-11 классы) при участии Центрального государственного музея современной истории России;
  2. Благотворительные акции, приуроченные к дням памяти Николая II в подшефном госпитале ГВКГ им. Бурденко (филиал №5 – госпиталь 574) для ветеранов ВОВ, в онкоцентре им. Димы Рогачёва, в подшефном Центре содействия семейного воспитания «Лесной», в подшефном доме престарелых МО г. Озеры (социальные волонтеры).
  3. В рамках экскурсионной деятельности Музея С.М. Прокудина-Горского в Романовской школе проведен цикл онлайн-лекций для обучающихся старших классов, педагогов, родителей, школ-партнеров:

- «Россия начала ХХ века на цветных фотографиях С.М. Прокудина-Горского»;

- «Фотообразы Императора Николая II и его семьи на фотоснимках»;

- «Императорская семья – фотографы» (об увлечении семьи Николая II фотографией);

- «Фотоаппараты, которыми фотографировала Императорская семья».

Совместно с Мужским монастырем Святых Царственных Страстотерпцев в урочище Ганина Яма (г. Екатеринбург) в сентябре 2020 г. было проведено совместное мероприятие – выставка «Августейшие фотолюбители», что отражено на сайте обители. Тематический видеофильм, созданный силами нашей школы, демонстрируется посетителям экспозиционно-выставочного центра монастыря.

Музей С.М. Прокудина-Горского в Романовской школе г. Москвы – единственный в мире музей, посвященный жизни и деятельности выдающегося деятеля отечественной науки и культуры Сергея Михайловича Прокудина-Горского (1863-1944). С.М. Прокудин-Горский совмещал в себе самые разные виды деятельности: фотограф, химик, путешественник, журналист, бизнесмен, педагог. Данью памяти этого выдающегося человека, имя которого стоит в одном ряду с такими именами национальной науки и культуры, как Д.И. Менделеев, А.С. Попов, П.Н. Яблочков, А.Н. Лодыгин, А.Г. Столетов, В.К. Зворыкин, И.И. Сикорский, и является наш музей.

В экспозиции, которая насчитывает свыше 750 единиц хранения, собраны уникальные экспонаты середины XIX – начала ХХ века. Некоторые экспонаты имеются только в нашем музее и отсутствуют в музеях России и мира. Музей был открыт 25 сентября 2016 года в одном из зданий Романовской школы, проработал до февраля 2018 года и после подготовки нового помещения вновь открылся 20 апреля 2019 года. Имеются экспонаты, непосредственно связанные с Императором Николаем II:

– металлический коронационный стакан 1896 г. с вензелями Николая II и Александры Федоровны;

– книга на французском языке из личной библиотеки Николая II «Reines de Théâtre» («Королевы театра») рассказывает о знаменитых театральных актрисах Франции конца XIX века. На форзаце – экслибрис Николая II и библиотечная марка с указания номера шкафа и полки.

В экспозиции освещается деятельность Общины Св. Евгении – благотворительной организации, основанной Светлейшей княжной Евгенией Максимилиановной Лейхтенбергской-Ольденбургской. Имеются многочисленные предметы и документы, связанные с деятельностью общины.

4. Неделя Пасхального фестиваля «Русские традиции» при участии Отдела религиозного образования Московской городской епархии, ООО «Офицеры России», АНО «Центр поддержки, сохранения и развития традиционных ценностей патриотического воспитания «Славься Отечество», Хуторского казачьего Общества «Нижегородское», УВД ЦАО ГУ МВД России по г. Москве, Детского экологического центра ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров»:

- конкурс рисунков и поделок (дошкольные отделения);

- серия мастер-классов по изготовлению игрушек (1-4 кл);

- литературный конкурс «Пасхальные истории» (1-4 кл);

- конкурс пасхальных открыток, мини-спектакли (1-8 кл);

- фестиваль «Русские традиции в весенних красках» (кадеты 7-8 кл);

- цикл лекций при участии Патриархии «Духовность и нравственность: что это?» (8-11 кл).

5. Серия мастер-классов по изготовлению игрушек царской семьи (1-7 кл), родители – ноябрь 2019 г.

6. Благотворительная Рождественская Ярмарка (1-11 кл, родители, жители микрорайона, обучающиеся Православной Свято-Никольской классической гимназии г. Кисловодск). Наши гости подготовили концерт, на котором исполняли произведения духовного жанра – декабрь 2019 г.  Видео: https://www.youtube.com/watch?v=FZx-Mkq9Q9g

7. Романовский бал (1-11 кл, родители), который проходил в Государственном центральном музее современной истории России – февраль – 2019 г. https://www.youtube.com/watch?v=nQNk5O8onW4

8. Участие во II Международном молодёжно-патриотическом форуме учащихся «Вечно живые Герои Победы» в музее «Князь Александр Невский» в Санкт-Петербурге.

9. Викторины и квесты по развитию денежной и аграрной реформы при участии Финансового университета РФ в режиме онлайн (8-11 кл) – март 2020 г.

10. В рамках работы научного общества Романовской школы прошла дискуссия «Роль воспитания детей в царской семье как пример служения России» при участии Отдела религиозного образования Московской городской епархии, Центрального государственного музея современной истории России, Финансового университета при Правительстве РФ (9-11 кл), онлайн – март 2020 г.

На заключительном этапе кампании «Будь достоин памяти Великих Предков» в рамках вебинара были подведены итоги. Самые активные участники мероприятий и конкурсов награждены поездкой в Екатеринбург с посещением Храма Екатерины и Экспозиционно-выставочного центра монастыря святых Царственных Страстотерпцев (в Урочище Ганина яма).

В 2019-2020 учебном году воспитательные практики в рамках кампании «Будь достоин памяти Великих Предков» посвящены жизни и деятельности А. Невского в соответствии с Указом Президента России В.В. Путина «О праздновании 800-летия со дня рождения Александра Невского».

Задача первого этапа – формирование современной духовно-нравственной, патриотической, воспитательной среды на примере личности Александра Невского и лучших людей нашего Отечества.

В рамках кампании запланированы следующие мероприятия:

  1. Создание патриотических творческих работ на тему «Воспитание интереса и любви к русской культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм» (видеоролики, мультфильмы, видеорепортажи, конкурс авторской песни, поэтических произведений, фотографий, рисунков, плакатов, сочинений, тематические балы) с их размещением и распространением в сети Интернет;
  2. Музейные уроки «Александр Невский – защитник земли русской» (1-4 кл);
  3. Литературно-музыкальная гостиная «Влияние истории и исторической личности Александра Невского на формирование патриотизма и гражданственности» (8-11кл);
  4. Конференция «Воспитательные аспекты молодого поколения: Духовность. Гражданственность. Мужество». Организатор Финансовый университет. Модераторы и эксперты мероприятия: Отдел религиозного образования Московской городской епархии, руководители/заместители руководителей школ, руководители направлений по воспитательной работе организаций среднего и высшего образования. Участники преподаватели, студенты и школьники. Представлены пленарное заседание, круглые столы и секции для школьников (1-11 кл.);
  5. Познавательная лекция при поддержке Отдела религиозного образования Московской городской епархии «Святой воин православия» (1-5 кл);
  6. Благотворительные акции, приуроченные к дням памяти А. Невского в подшефном госпитале ГВКГ им. Бурденко (филиал №5 – госпиталь 574) для ветеранов ВОВ, в онкоцентре им. Димы Рогачёва, в подшефном Центре содействия семейного воспитания «Лесной», в подшефном доме престарелых МО г. Озёры (социальные волонтёры);
  7. Цикл онлайн-лекций и экскурсий в Музей Благоверного Святого Великого князя Александра Невского в Санкт-Петербурге (5-11 кл);
  8. Познавательная игра-викторина для 5-7 классов «О жизни и деятельности А. Невского»;
  9. Виртуальная экскурсия в храм «Александро-Невская лавра Санкт-Петербурга» (родители, школьники и студенты);
  10. Просмотр и обсуждение фильма «А. Невский» (8-11 кл, студенты);
  11. Конкурс по истории: Изготовление буклета «Путь воина» (1-6 классы) «Святой воин Александр»;
  12. Методические мастерские по особенностям духовно-нравственного воспитания для педагогов при поддержке Отдела религиозного образования Московской городской епархии;
  13. Патриотический вечер «Интерактивный исторический портрет Александра Невского: жизнь, ставшая житием» (8-11 кл, студенты, родители, представители общественности, патриархии).

          На заключительном этапе кампании «Будь достоин памяти Великих Предков», посвященной А. Невскому, состоятся конкурс проектно- исследовательских работ, конференция, посвящённая А. Невскому «Воспитательные аспекты молодого поколения: Духовность. Гражданственность. Мужество», где подведут итоги, а самые активные участники мероприятий и конкурсов будут награждены поездкой в музей Благоверного Святого Великого князя Александра Невского г. Санкт-Петербург.

          Ожидаемые результаты реализации проекта:

–  Формирование сообщества социальных партнеров, педагогов, детей и родителей в процессе организации работы по духовно-нравственному воспитанию;

–  Приобщение к ценностям отечественной культуры, национальных духовных традиций, чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия, формирование чувств национального достоинства, через мероприятия проекта;

–  Пробуждение интереса к истории, культуре и традициям своего народа;

–  Объединение и реализация инициатив социально активных родителей в области духовно-нравственного развития и воспитания детей;

–  Развитие у обучающихся неприятия идеологии терроризма и привитие им традиционных российских духовно-нравственных ценностей (Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023 годы);

–  Теоретическая и практическая подготовка педагогов к решению различного рода задач в области духовно-нравственного воспитания;

–  Публикации в СМИ и информационном пространстве школы, университета и др. партнеров.

Ссылки на внешние ресурсы:

Единый музейный урок  "От Руси - к России"

https://www.youtube.com/watch?v=Hcgi4N8BnPA