Учитель - логопед 17.05.2020

Словесно-дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста

Игры для детей от трёх лет.
"Игры с прищепками"
Предназначены для детей младшего возраста ( 3+)
развивают :
✓ мелкую моторику( пальцевой захват и его силу)
✓ понимание и запоминание основных цветов,
✓ сортировку по цвету , количеству предметов.
✓ внимание, усидчивость
"Игры с мячиками"
Предназначены для детей с трёх лет
развивают :
✓ зрительное и речевое внимание
✓ мелкую моторику ( силу , переключаемость пальцев)
✓ и стимулируют речь и память
" Игры для развития воздушной струи"
предназначены для детей с трёх лет
развивают :
✓ органы артикуляции и подготавливают их для постановки звуков
✓ плавный речевой выдох
✓ направленную воздушную струю
✓ органы дыхания

Развитие фонематического слуха

Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!

Практика показывает, знание букв не исключает серьезных затруднений у школьников при обучении грамоте. Как сильно переживает малыш из-за ошибок, исправленных красной ручкой учительницы! Как скучно делать «Работу над ошибками»!

Основной причиной ошибок является нарушение фонематического слуха, т.е. умения различать и выделять речевые звуки. Для того чтобы написать правильно, ребенку необходимо представлять, что предложение состоит из слов, слова из звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. Поэтому, важно развивать у ребенка фонематический слух.

Обучение грамоте может быть не только познавательно, но и очень интересно.

С развитием фонематического восприятия происходит интенсивное развитие словаря и овладение произношением. Четкие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении.

Сначала мы учим детей слышать гласные звуки и соотносить их с буквой. По количеству гласных букв ребёнок может определить количество слогов. Ведь наши дети знают, что СКОЛЬКО В СЛОВЕ ГЛАСНЫХ, СТОЛЬКО И СЛОГОВ.

Если ребенок затрудняется разделить слово на слоги, можно положить ладонь под подбородок и произнести слово отчетливо. При произнесении гласных звуков нижняя челюсть будет двигаться вниз, а вместе с ней и ладонь. По количеству движений ребенок сможет определить, сколько в слове гласных звуков. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

Пальчиковые игры.

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». В. А. Сухомлинский
Пальчиковые игры оказывают благотворное влияние на развитие мелкой моторики, речи и мышления у детей дошкольного возраста.
Пальчиковые игры :
-Активизируют речевые зоны в мозге.
-Способствуют формированию правильной и четкой речи.
-Улучшают память.
-Развивают способность концентрироваться и распределять внимание.
-Помогают овладеть письмом и рисованием.
-Делают пальчики и кисти более гибкими и подвижными.
-Развивают воображение и фантазию.
Пальчиковые игры – это универсальная «развивающая игрушка», которая всегда будет у Вас под рукой. Тематику игр можно придумывать самостоятельно, ориентируясь на интересы ребенка.

Развитие лексико-грамматических категорий

1. Лексико-грамматическая игра «Весеннее солнышко».

Расширение знаний и представлений об окружающем мире, обогащение словаря прилагательными, развитие координации речи и движений, развитие ВПФ.

\

2. Лексико-грамматическая игра «Весна».

Уточнение примет весны, развитие связной речи, памяти, внимания, мелкой моторики.

3. Лексико-грамматическая игра-аппликация по теме «Первоцветы».

Знакомство с первыми весенними цветами, расширение глагольного словаря и словаря прилагательных. Развитие мелкой моторики, внимания, памяти и мышления.

4. Лексико-грамматическая игра по теме «ПДД».

Игра на развитие логического мышления и связную речь.

5. Игра на согласование притяжательных местоимений с существительными

6. Обогащение глагольного словаря по лексической теме «Наземный транспорт»


7. Лексико -грамматическая игра на развитие памяти, внимания, мышления и предметного словаря по теме «Транспорт»

8. Активизация, расширение и уточнение словаря прилагательных.

9. Лексико- грамматическая игра по теме «Мой город, моя улица».Расширение словарного запаса, знаний и представлений о своем городе. Развитие связной речи.

10. Активизация простых предлогов, Развитие слухового внимания, мышления и связной речи при построении предложения

11. Развитие связной речи по лексической теме «Весна» (Обобщение). Игра- «Путешествие» по всем этапам весны (начало, середина, конец).

Вспоминаем основные признаки каждого этапа. Совместно изображаем мелом каждый месяц, уточняя изменения в природе, характерные для каждого из весенних месяцев.

12. Игры на развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, координации движений пальцев рук, внимания, памяти и мышления.

13. Игры дыхательной гимнастики. Игровые упражнения на развитие плавной, направленной воздушной струи.

14. Игры на развитие слухового внимания и фонематического слуха.

15. Артикуляционная гимнастика

Звуковой и слоговой анализ и синтез.

Одна из основных сложностей в школьном обучении — нарушения письменной речи.
Навык слогового анализа является одним из необходимых факторов для освоения грамотного письма и чтения у учащихся начальной школы.
При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленный разбор слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности.
Обучение письму невозможно без формирования звукового анализа. Если звуковой анализ не сформирован или сформирован не до конца, то дети будут писать с ошибками.
Даже для детей, не имеющих речевых нарушений, переход к этапу обучения чтению и письму проходит не очень гладко. Поэтому дополнительные занятия для освоения данных навыков будут полезны не только детям с нарушениями письменной речи, но и всем первоклассникам, чтобы заложить основы успешной учебы.
Составь слово
Игра направлена на развитие навыков звукового анализа и синтеза, формирование и развитие фонематического слуха.
Предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Ребенок выделяет 1-ый звук в названии предмета и дает характеристику этому звуку.
Согласный твердый звук обозначаем синим цветом, нажимая на соответствующий круг.
Согласный мягкий звук – зеленым, нажимая на соответствующий круг.
Гласный звук – красным цветом, нажимая на соответствующий круг.
Если ответ правильный – звучит звук колокольчика, на экране остается соответствующий круг, остальные – исчезают.
Если ответ неправильный – звучит звук молоточка.
При нажатии на картинку – появляется буква, обозначающая 1-ый звук в слове.
Из 1-ых звуков названий предметов составляем слово.
Назови одинаковый слог
Игра предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Детям бывает очень трудно выделить в словах одинаковые звуки. Данный материал предназначен для этапа, когда ученики не только могут разделить слова на слоги, но и найти общий слог в двух словах.
Когда все слоги выделены, нужно из них составить предложение, записав его грамотно.
Для определения верного ответа, нужно нажать на конверт. Если ребёнок испытывает затруднения, то можно взять помощь, нажав на кнопку.
Собери слова
Данная игра направлена на развитие орфографической зоркости и предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
На экране появляется слово и плавающие по экрану буквы. Ребёнок по очереди нажимает на каждую букву слова.
«Играем с Буратино».

Развитие навыков звукового анализа и синтеза.Данная игра направлена на развитие навыков звукового анализа и синтеза и предназначена для младшего школьного возраста.Ребенку нужно помочь Буратино выполнить задания, нажимая на нужные элементы.

Презентация