Открытый просмотр 31.03.2015

В детском саду проведено занятие учителем - логопедом Ахметжановой З.М. по теме "Веселые буквы" в подготовительной группе. В ходе занятия были использована мультимедийная презентация, схемы слов, карточки, разрезная азбука.

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи в подготовительной группе

 

 

Тема:

  Веселые буквы «З» - «Ж».

Дифференциация звуков.

 

 

 

 

 

Учитель-логопед ГБОУ

СОШ №1240/ДО3

Ахметжанова Зифа

Маликовна

 

 

 

Коррекционно-образовательные задачи:

  1. Учить детей слухо-произносительной дифференциации звуков «З-Ж».
  2. Развивать  фонематический  слух.
  3.  Учить детей самостоятельно анализировать слова; совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности; составлять схемы слов.
  4. Учить составлять слова из букв разрезной азбуки.
  5. Продолжать детей учить составлять предложения с заданным словом.
  6. Учить ребенка различать на слух правильное и неправильное употребление личных окончаний глаголов.

Коррекционно-развивающие  задачи:

  1. Воспитывать умение координировать речь с движением;
  2. Развивать  у детей  психофизические функции: внимания, мышления, памяти.

Коррекционно-воспитательные  задачи:

  1. Воспитывать у детей слуховое, речевое внимание.
  2. Воспитывать терпимость, умение слушать других ребят.
  3.  

Оборудование:

 

  • Мультимедийная презентация
  •  Карточки с изображением букв «Ж-З»,
  • Карточки для характеристики звуков: колокольчики, круги синего и зелёного цветов.
  • Схемы слов.
  • Картинки: зайчик, замок, жуки, дождик, жаба, 3 загона и картинки животных: жираф, заяц, зебра, коза, козлята, ёж, морж, газели, шимпанзе.
  • Разрезная  азбука
  • Мяч.

 

 

 

 

Ход занятия

 

  1. Организационный момент. Дети стоят полукругом.

 

Дидактическое упражнение  с мячом «Правильно ли это?».

 

Взрослый читает предложения, а ребенок слушает внимательно и говорит, правильно это или нет.

 

         Я ешь суп.  Ты едим суп. Я ем суп.  Мы ешь суп. Мы едят суп. Они ест 

         суп. Мы едим суп. Мы читаешь книгу. Мы читаем книгу. Они читают  

         книгу. Вы читаешь книгу.  Они читает книгу.

 

2. Основная часть. Дети сидят за столами.

Слайд №1

 

Учитель-логопед: «Ребята! Сегодня на занятие к вам пришли Зоя и Жора с просьбой научить их различать звуки, с которых начинаются их имена».

 -С какого звука начинается имя Жора? (Со звука [Ж])

 - Что вы знаете об этом звуке? (Звук [Ж] – согласный, звонкий, всегда твёрдый). Дети выставляют карточки.

 -Как мы его произносим? (Зубы сомкнуты, губы «рупором», язык «чашечкой» поднят вверх)

Слайд №2

-На что похожа буква Ж? Ребенок выставляет букву. Вспомните стихотворение.

              Буква Ж – жук на дорожке,

             У жука четыре ножки.

  -А какой первый звук в имени Зоя? (Звук [З])

  -Вспомните, что вы знаете о звуке [З]? (Звук [З] – согласный, звонкий, мягкий, твёрдый). Дети выставляют карточки.

  - Как произносим звук [З]? (зубы «заборчиком», губы в улыбке, язык упирается в нижние зубы).

Слайд №3

  - Какой буквой обозначаем этот звук? Вспомните стихотворение об этой букве.       

  Буква «З» как змея,

         Извивается она.

  -По моей артикуляции догадайтесь, какой звук я произнесла. Учитель –логопед беззвучно произносит звуки «Ж-З», а дети отгадывают.

3. Игра «Скажи наоборот».

За—жа,  жо—зо,  зу—жу,  жи—зы…

Зал – жал , луза – лужа,  залей—жалей,  везу—вяжу…

 Рожок – разок,  зевать – жевать,  наживать – называть…

4. Игра «Отгадай  загадки». Слайд №4

   -Жора и Зоя  приготовили вам загадки:

После того, как дети назовут правильный ответ, на доске появляется отгадка.

       1) Шесть ног без копыт,

           Летит – жужжит,

           Упадёт – землю роет. (Жук)

    2) У косого нет берлоги,

          Не нужна ему нора

          От врагов спасают ноги,

          А от голода – кора. (Зайчик).

   3) В болоте живёт,

       Мошек и комаров жуёт. (Жаба)

    4) Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий.

     В тучах прячется во мгле,

Только ноги на земле. (Дождик)

   5) Висит над крылечком,

        Свернувшись колечком,

         Не лает, не кусает,

         А в дом не пускает. (Замок)

 

  5. Упражнение: «Собери слово и составь схему».

 

     Учитель-логопед раздаёт детям наборы букв, из которых можно составить     

      слова-отгадки.

    

     - Буквы этих слов перепутались.  Догадайтесь, какое слово вам досталось.                 

       Собери его. Сделайте звуковой анализ своих слов и составьте схему.

      - Придумайте предложения со своими словами.

 

   6. Подвижная игра «Комары и жуки». Слайд №5

        По команде взрослого: «Летят комары (жуки)», – дети «летают» по комнате, издавая соответствующие звуки (З)-(Ж).

 

  7. Игра «Пастушки».

   - Жора и Зоя  просят о помощи. Пока вы играли, они узнали, что в зоопарке случилась беда. Кто-то открыл клетки, и все животные вышли свободу. Их срочно нужно вернуть на места.

- Угадайте, кто без присмотра бродит по зоопарку. После отгадывания слов,     учитель – логопед выставляет картинку.       

  • В его названии первый звук [Ж], последний – [Ф]. Кто это? (Жираф)
  •  А это кто скачет: первый звук [З], последний – [Ц]? (Заяц)
  •  Первый звук [З], а последний – [Р]. (Зубр)
  • У какого животного последний слог – ЗА? (Коза)
  • В названии этих животных есть такие буквы:  М, О, Р, Ж.
  • А здесь слоги перепутались:  ЗО-РА; ЛЯ-ТА-КОЗ.

 - Молодцы, вы всех животных отыскали.

 8.  Игра «Подари картинки»

    Ребята, как вы думаете,  Жора и Зоя хорошо стали различать звуки «Ж-З»? (Да!). Давайте им подарим на память картинки. На звук «Ж» мы подарим картинки – Жоре, а на «З» - Зое.  Под музыкальное сопровождение дети раскладывают картинки.

9. Итог.

    Пришла пора прощаться с Жорой и Зоей. Какие звуки вы учили вместе   с ними различать? Какие задания понравилось вам выполнять? Дети, вы очень хорошо справились с такими трудными заданиями. Я вами горжусь!