Знакомство с ФГОС 28.11.2014

Знакомство с ФГОС

Выступление на педсовете по теме:

«Особенности организации и планирования образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО»

1.Нормативно-правовая база ФГОС

1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155, зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. рег.№ 30384.«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

3. Министерство образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 г. №08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»

4.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от15.05.2013 №26 г. Москва «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

5.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки) от 30.08.2013 №1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»

6. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации федеральная служба по надзору в сфере образования и науки от 07.02.2014 г. № 01-52-22/05-382 об установлении переходного периода до 01 января 2016 года…

 С принятием Федерального  закона «Об образовании в РФ»  дошкольное образование стало первым уровнем общего образования, и ему потребовался ФГОС – такой же, как и для трёх ступеней школы, с тремя «Т», то есть требованиями к структуре основной образовательной программы, условиям её реализации и результатам её освоения. С одним принципиальным ограничением: никаких аттестаций, экзаменов, оценок и прочих подобных манипуляций над детьми в рамках третьего «Т» быть не должно. В закон «Об образовании в РФ» была внесена норма, запрещающая любые формы аттестации дошкольников.

Стандарт вводится в действие с 1 января 2014 года, но это вовсе не означает, что все детские сады с этого момента должны отчитываться о работе в соответствии с новым стандартом. Нужно рассчитать нормативы финансирования в соответствии с ФГОС, разрабатывать примерную  основную образовательную программу, провести масштабное повышение квалификации и при необходимости профессиональную переподготовку педагогов дошкольного образования по разноуровневым программам. На все это нужно время и Письмо Минобрнауки  от 7 февраля 2014 года устанавливает переходный период по внедрению  стандарта до 1 января 2016 года.

ИДЕОЛОГИЯ СТАНДАРТА , по мнению Александра Асмолова , разработчика ФГОС ДО – поддержка разнообразия детей и детства, политический детоцентризм, то есть обязательство государства учитывать интересы ребёнка при принятии любого политического, экономического и иного решения.

ФГОС ДО - Федеральный государственный  образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Требования к:

- структуре Программы и ее объему

-Условиям реализации Программы

  • Психолого-педагогическим
  • Кадровым
  • Материально-техническим
  • Финансовым
  • Развивающей предметно-пространственной среде

-результатам освоения Программы

в виде целевых ориентиров дошкольного образования, представляющих собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

 

 Методической службой  дошкольного отделения  разработано нормативно-правовое обеспечение   внедрения ФГОС ДО.

Нормативно-правовое  и методическое обеспечение дошкольного отделения.

Составлен 1. План мероприятий («Дорожная карта») введения ФГОС ДО

Направлен на обеспечение повышения эффективности предоставления образовательных услуг  и с учетом новых требований к качеству образовательного процесса.

План – это путь по, которому мы должны двигаться , чтобы реализовывать ФГОС ДО.

Реализуется по следующим направлениям:

1.Нормативно-правовое и организационное обеспечение ФГОС ДО.

2.Кадровое и методическое обеспечение введения ФГОС ДО.

3.Финансово-экономическое и материально-техническое обеспечение  введения ФГОС ДО.

4. Информационное обеспечение ФГОС ДО.

Составлен 2. План-график по обеспечению реализации ФГОС ДО 

 Разработано 3. Положение о рабочей группе по введению ФГОС ДО в ГБОУ СОШ №1240

В рабочую группу входят старшие воспитатели и активные творческие педагоги. Общий состав 12 человек.  Рабочие встречи проводятся 1 раз в месяц.

Имеется 4. План работы рабочей группы дошкольного отделения ГБОУ СОШ 1240 по реализации ФГОС ДО, который определяет цели и задачи работы рабочей группы по написанию образовательной программы дошкольного образования.

5. Результаты внутреннего мониторинга готовности образовательной организации к реализации ФГОС ДО позволяют судить на каком этапе работы по внедрению ФГОС мы находимся и какие дальше ставятся перед нами задачи.

В октябре был проведен мониторинг готовности учреждения к введению ФГОС дошкольного образования. Результаты мониторинга оптимистичны: 80% членов коллектива дошкольного отделения убеждены, что стандарт будет успешно внедрён. При этом более 54% отмечают низкую готовность к реализации стандарта: наиболее остро стоят вопросы несовершенства финансовых механизмов и несоответствия нормативов финансирования требованиям к условиям реализации программ. 39% участников мониторинга считают наиболее актуальной проблемой недостаток материалов и оборудования.
 

Стандарт требует создания в детских садах определённых условий: психолого­-педагогических, кадровых, касающихся предметно­пространственной среды, материально-­технических и финансовых. Чтобы создать эти условия, потребуется довольно много времени.
ФГОС дошкольного образования – это стандарт условий, а не стандарт результата. В этом его основное отличие от федеральных государственных требований (ФГТ), которые были приняты в 2010 году. Дети дошкольного возраста развиваются неравномерно, у каждого ребёнка свой темп развития, он может быть медленнее или быстрее в разные периоды, и это норма. Учёт закономерностей возрастного развития и индивидуальных особенностей обязателен.

Главное условие перехода на стандарт – это кадры. Крылатым девизом стандарта должна быть фраза «Развиваться, развиваться и ещё раз развиваться!» Именно в этом главная идея стандарта. Развиваться самим педагогам. Чтобы реализовать ФГОС, необходима особая подготовка. Воспитатель должен иметь педагогическое образование, обладать широким спектром психологических знаний (возрастная психология, педагогическая психология, психология развития и пр.). Важность «психологизации» педагогического образования объясняется опять же тем, что в детский сад сегодня приходят разные дети.

Предметно-развивающая среда

Ключевым показателем является предметно-­пространственная среда. В стандарте одним из условий реализации основной образовательной программы определена развивающая предметно-­пространственная среда. Детский сад, разрабатывая и утверждая свою образовательную программу, должен создавать такую предметно­-пространственную среду, которая соответствует её содержанию.

Ещё один ключевой фактор, свидетельствующий о переходе на стандарт, – индивидуализация образования. Раньше в дошкольном образовании об индивидуализации практически не говорили – педагог всегда работал с группой, будь то прогулка, игра, музыкальное или физкультурное занятие. Но ведь дети в группе разные, и образовательная программа должна быть написана так, чтобы у каждого ребёнка в зависимости от его особенностей, в том числе особенностей здоровья, был свой индивидуальный образовательный маршрут.

На сегодняшний день на сайте Федерального института развития образования размещены проекты 21 программы, и сейчас идёт их общественное обсуждение. «От рождения до школы», «Радуга», «Успех», «Истоки», «Первоцветы», «Мозаика», многие другие – какие из них попадут в реестр примерных программ, будет решать экспертный совет. Только после того, как будет опубликован перечень утвержденных примерных образовательных программ мы сможем, начать в полной мере составлять образовательную программу в соответствии с ФГОС  дошкольного образования. На сегодняшний день имеем проект образовательной программы.

Один из принципов стандарта – использование в образовательном процессе совместной деятельности детей и взрослых. Это не только игра, но и, например, коллекционирование, проектная деятельность, организация мастерской и пр.

Другой принцип – использование воспитательного потенциала семьи. Как сделать родителей своими союзниками? Как построить эффективную систему взаимодействия с семьями? Ответы на эти вопросы уже сейчас прорабатываются на заседаниях наших творческих групп по проектной деятельности.
 

Введение ФГОС дошкольного образования позволит:

-повысить качество дошкольного образования;

-укрепить кадровый состав образовательных организаций;

-решить проблемы доступности дошкольного образования для родителей

 «Вы определяете будущее России на ближайшие 30 и даже 50 лет, – сказала Ольга Голодец, обращаясь к делегатам I Всероссийского съезда работников дошкольного образования. – Те люди, которые будут активно работать в 2050 году, уже родились, живут рядом с нами. Насколько вам удастся раскрыть талант каждого ребёнка, настолько Россия будет конкурентоспособной и благополучной».

Желаем Всем творческих успехов!