Педагогический совет 20.02.2018 19.02.2018

Тема: «Коммуникативная компетентность педагога как ресурс психологического благополучия субъектов образовательного процесса и условие качества современного образования в соответствии с требованиями ФГОС»
  1. Вступительная часть
  1. Выступление директора ГБОУ Романовская школа Щипковой Т.Ю.

Презентация

А. Представление гостей: Психолог высшей категории Государственной психологической службы г. Москвы – Исаева Светлана Анатольевна.

Б. Нововведения – «Руководитель класса»

  1. Основная часть (Загрядская Е.А.)

Презентация

Теоретическая часть – 10 мин.

  1. Ключевые компетенции педагога.
  2. Притча. Основные функции коммуникации:

1) коммуникативная, включающая обмен информацией;

2) интерактивная, предусматривающая организацию взаимодействия;

3) перцептивная, отражающая процесс восприятия и формирования образа другого человека и установления взаимодействия

3. Раскрытие понятия «Коммуникативная культура» и «Коммуникативная компетентность».

Практическая часть.

  1. Коммуникационная компетентность педагога в ГБОУ Романовская школа (из опыта)

А. Выступление Федоровой Натальи Борисовны(выстраивание коммуникации во взаимодействии «руководитель класса-обучающийся») - 5 мин. Презентация

Б. Выступление Давыдова Дениса Жановича (выстраивание коммуникации во взаимодействии «руководитель класса-обучающийся») - 5 мин. Презентация

Г. Выступление Агаповой Н.И.. (выстраивание коммуникации во взаимодействии «руководитель класса-обучающийся») - 5 мин. Презентация

  1. Результаты проведения мониторинга по оценки уровня общительности (Загрядская Е.А.). Презентация
  2. Модели педагогического общения Загрядская Е.А. и Исаева Светлана (психолог) – 50 мин..

А. Существующие модели педагогического общения. (…Различные стили коммуникативного взаимодействия порождают несколько моделей поведения педагога в общении с обучающимися. Условно их можно обозначить следующим образом….)

Б. Практическое занятие для 10 групп педагогов – работа с 5 кейсами (50 мин.)

Рефлексия после каждой ситуации – отв. Исаева С.

1 кейс: У семьи – приёмный ребёнок. Сейчас мальчику 13 лет. Недавно родители сказали ему, что они не родные ему, а приёмные (мотивация родителей неизвестна). Ученик «скатился» на тройки и двойки, стал грубить, прогуливать уроки, переругался со всеми в классе. Родители, исчерпав все методы, в свою очередь, стали применять силовые методы воспитания – бить, воспитывать («тварь неблагодарную»). Хотят переводить его в другой класс…

Задача: Воссоздать все возможные конфликтные ситуации между всеми участниками образовательного процесса, проиграть их с использованием наиболее подходящей модели общения. Как помочь ребёнку? Что делать педагогам? Что говорить родителям? Как им взаимодействовать? И т.п.

2 кейс: Подростки издеваются над девочкой, у которой ТЖС (тяжелые жизненные обстоятельства): недавно разошлись родители, отец ушёл из семьи к другой женщине, мама «ушла» в болезнь, с дочерью общается редко и формально. Девочка раньше была лидером, теперь «потерялась», часто прогуливает, перестала следить за собой, курит лёгкие наркотики, часто приходит в школу с запахом….

Задача: Воссоздать все возможные конфликтные ситуации между всеми участниками образовательного процесса, проиграть их с использованием наиболее подходящей модели общения. Как помочь ребёнку? Что делать педагогам? Что говорить родителям? Как им взаимодействовать? И т.п.

3 кейс: Ученик 2 класса, очень агрессивный, нападает на всех, постоянные драки в классе и на переменах, крики учителя ничего не решают. Родители ребёнка такие же агрессоры, ведут себя по-хамски, уверены в своей правоте. Все разговоры с ними не приносят пользы.

Задача: Воссоздать все возможные конфликтные ситуации между всеми участниками образовательного процесса, проиграть их с использованием наиболее подходящей модели общения. Чем можно помочь ребёнку? Всему классу? Что делать педагогам? Что говорить родителям? Как им взаимодействовать? И т.п.

4 кейс: Два учителя физики – молодая девушка и 60-летний опытный педагог. Молодая – «на одной волне» с подростками, электронные дневники, все прочие гаджеты – не проблема. Родители в восторге от молодой, пишут письма с просьбой перевести ребёнка в тот класс, где она преподаёт, и родительский комитет поступает так же. Мотив - «молодая объясняет понятнее и доходчивей, а пожилая – скучно и не интересно». Конфликт ещё и в том, что учителя делят количество часов. А коллеги неодобрительно принимают молодую: («Пришла, фифа!»).

Задача: Воссоздать все возможные конфликтные ситуации между всеми участниками образовательного процесса, проиграть их с использованием наиболее подходящей модели общения. Как им взаимодействовать? Что делать в такой ситуации коллегам, директору? И т.п.

5 кейс: первоклассник, домашний поздний ребёнок, не ходил в детский сад. Родители с большим трудом определили его в самый лучший класс. Ребёнок очень способный и умный. Родители «накачивают» на успех постоянно, не понимают, что такое посильная нагрузка. Но! С первых дней очень боится учителя, её голоса, жестов, ничего не понимает на уроках, цепенеет, выглядит дураком. Дома ребёнок плачет, трясется при мысли о том, что завтра опять в школу, отказывается. Страх неуспеха. Учитель ничего не понимает, конфликтует с матерью: «Вам дали самый лучший класс!».

Задача: Воссоздать все возможные конфликтные ситуации между всеми участниками образовательного процесса, проиграть их с использованием наиболее подходящей модели общения. Что делать учителю? Что говорить родителям? Как им взаимодействовать?

В. Результаты проведения мониторинга по моделям педагогического общения в ГБОУ Романовская школа; отв. Загрядская Е.А.. – 2 мин.

4. Коммуникационная компетентность педагога в ГБОУ Романовская школа (из опыта). Продолжение.

А. Выступление Акжигитовой И.В. (выстраивание коммуникации во взаимодействии «обучающийся-обучающийся») - 5 мин.

Б. Выступление Стуловской Натальи Борисовны (выстраивание коммуникации во взаимодействии «руководитель класса-обучающийся») - 5 мин.

Подведение итогов.

Предложения в решение Педагогического совета:

1. Организовать семинар-практикум для преподавателей школы в целях развития коммуникативной культуры (отв. социально-психологическая служба – апрель 2018)

2. Педагогам при конструировании урока увеличить время на самостоятельную работу учащихся, работу в группах, применяя эффективные методы обучения и формы организации познавательной деятельности (отв. зав. кафедр, учителя-предметники)

3. Спланировать взаимопосещение уроков с целью изучения передового педагогического опыта коллег по использованию коммуникативных технологий (отв. зав. кафедр – в течении года)

4. Провести анкетирование обучающихся и их родителей для оценки уровня их коммуникабельности. (отв. Субботина С.Н., Стасенко И., Седова – апрель, май 2018)

5. Руководителям классов совместно с социально-психологической службой организовать для обучающихся практические занятия (тренинги) по формированию коммуникативной культуры (отв. руководители классов – в течении года)

6. Создать рабочую группу по формированию Положения о корпоративной культуре в ГБОУ Романовская школа.